К керамике относятся изделия, изготовленные в результате спекания различных сортов глин с минеральными примесями. Термин «керамика» произошел от греческого слова «keramos», что переводится глина. Керамическими издревле называли изделия, вылепленные из глины и обожженные на огне. Разнообразие керамических изделий очень широко. Это и различные предметы посуды, изысканные вазы, фигурки, картины, подсвечники, чайники и другие предметы декора.
Как только человек обнаружил такой природный материал, как глину, он сразу начал учиться обрабатывать ее и мастерить из нее незаменимую в быту посуду. Так что керамика зародилась еще в древнейшие времена. В период первобытно-общинного строя люди лепили толстостенные сосуды из пористой глины, путем налепа отдельных жгутов из глины. С тех пор человек начал экспериментировать с разными сортами глины, добавляя что-то новое, совершенствовать форму изделий, способы обжига глины, украшали всевозможными рисунками и орнаментами.
История керамики весьма разнообразна и интересна гениальными открытиями в этой области. Керамика одновременно развивалась на разных территориях мира. Секретом изготовления фаянса уже обладали мастера Древнего Египта. Уже где-то в VI веке китайцы стали производить изделия из такого благородного вида керамики, как фарфор, который получили, смешивая китайскую глину каолин с камнем «петунце», и обжигая при высокой температуре. Изделия поражали своей прочностью и красотой. Это был явный переворот в истории керамики. Лишь в XIII веке изделия из китайского фарфора стали появляться в странах Европы и считались редкой роскошью. Пытаясь подделать изделия оригинала, европейцами был выведен новый вид керамики «мягкий фарфор». По качеству определенно он уступал китайскому фарфору, но стал активно использоваться в изготовлении предметов посуды.
Важное событие в истории керамики – это появление гончарного круга, который во много раз повысил производительность гончарных мастерских.
Керамическое производство также развивалось на уровне искусства. Найденные археологами останки первобытной посуды уже имели орнамент. Изначально они были наделены магическим значением, ассоциировались с природными явлениями. Постепенно орнаменты превратились лишь в декоративный элемент. Это свидетельствует о том, что первобытная керамика уже достигала уровень художественной выразительности. Особым открытием в развитии художественной керамике является появление цветной глазури на Древнем Востоке. Из керамических изделий Древнего Ирана особенно выделяются рельефные глазурованные панно, украшающие стены храмов.
Изучая историю керамики, нельзя обойти стороной керамические изделия Древней Греции. Древнегреческие керамические изделия славились на весь Мир и считались удивительными произведениями этого художественного ремесла. Главной особенностью античных сосудов, по сути, сделанных из простой глины, являлось роспись черным лаком. Искусные художники изображали на своих изделиях всевозможные сцены из повседневной жизни, сюжеты мифологии, спортивные состязания.
В Средние Века мирового признания достигли керамические изделия Средней Азии и Персии. Ценились разноцветные глазурованные вазы, блюда, расписанные затейливыми орнаментами «арабесками». Стоит заметить, что в этих краях керамическая производство было широко развито в связи с тем, что мусульманская религия запрещала использовать быту посуду из металла.
В Европе второе рождение керамики приходится на эпоху Ренессанса. В связи с ввозом испано-мавритской художественной керамики итальянские мастера стали создавать свои прекрасные вазы, блюда, картины, расписанные яркими пейзажами и сценами из Библии. В это время свое развитие получил такой вид итальянской керамики, как майолика. Цветная декоративная майолика украсила многие сооружения, храмы, дворцы.
Многие известные художники разных времен рассматривали увлечение керамикой, как интересный жизненный эпизод. Кто-то из них занимался этим увлекательным делом довольно долго, а М. А. Врубель с головой окунулся в удивительный мир глиняного мастерства. Он работал используя технику под названием "майолика". Многочисленные уникальные вазы и скульптурные портреты, изразцовые печи были созданы руками Врубеля.
Мастер, в основном, все больше занимался изготовлением глиняных изделий по методу восстановительного обжига. В период жизни и работы Врубеля, в России немного забыли данный метод, таким образом, Ваулин и Врубель были теми людьми, которые смогли восстановить данный метод производства глиняных изделий. Когда начинался процесс обжига керамики, Врубель заметил, что в нескольких местах на глазури появился некоторый металлический оттенок. Профессиональные гончары-керамисты считают «металлизацию» цвета браком. Только Врубель смог доказать, что это не брак, а совершенно новое эстетическое направление в сущности керамики – это неповторимая выразительность в пламени горна.
Данная работа, которая велась в направлении восстановления техники майолики, был достаточно увлекательна, но не менее сложна. Глиняные предметы после первого обжига были покрыты белой эмалью – это был некий рефлектор для последующих слоев глазури. По белому слою эмали делали роспись глазурью, затем горн наполнялся небольшой поленницей из березовых дровишек, укладывалась медянка и тигель с хлористым аммонием. После этих приготовлений печь замуровывали и процесс обжига проходил абсолютно без доступа кислорода. Когда сгорали последние березовые поленца, соответственно выгорал оставшийся в печи кислород – так образовывалась определенная восстановительная среда. Из окислов металла, которые теряли кислород, происходило восстановление в металлы. Атмосфера в гоне была такова, что в ее среде была огромная насыщенность медными парами, которые оседали на глазурь неординарными акварельными мазками. Таким образом, на свет появлялись поистине креативные и уникальные образцы глиняных изделий.
Тайны гончарного искусства были знакомы многим мастерам, которые работали в данной отрасли. К примеру, до 1918 года в Москве активно работали более 36 гончарных заводов – предприятие Барминых, Дунашеных, Акулиных, Федяшина и Квартальных, и многие другие. Данные предприятия были основаны еще в начале XIX века. С течением времени видоизменялись технологии и совершенствовались методики производства керамических изделий. Тем не менее, производство керамических предметов посредством гончарного круга осталась неизменной на все века. На сегодняшний день, конечно, многие мастера перешли к новой технологии производства керамики - гипсовое литье в формы. Но только на гончарном круге возможно изготовить неповторимый глиняный шедевр, который поразит своей формой и особенностью. Благодаря гончарному круг вы можете почувствовать себя настоящим мастером Древней Греции или Этрурии, Рима или Византии.