Плинием Старшим, в І веке нашей эры, было выделено различие глины – белую глину он отличал от обычной, рядовой глины и от почвы. На данный момент, именно белая глина является тем основным компонентом, который используется для производства изделий из фарфора.
Изобретателями фарфора считаются жители древнего Китая. Им невероятно повезло с исходным материалом – в горах Цзиньдэчженя им удалось отыскать довольно большой запас «фарфоровых камней», как их называют в народе. Если брать по минералогическому соотношению, то нан-кан это серецитовый песчаник, состав которого следующий: 75,6 % SiO2; 0,05 % TiO2; 16,01 % A2O3; 0,41 % Fe2O3; 0,28 % CaO; 0,6 % MnO; 1,97 % Na2O3; 3,3 % Ka2O; а также иные примеси 2,2 %. В состав фарфоровой массы входит вещество каолин, который является разновидностью глинистого материла каолинита – 45 %, его можно отличить по белому цвету и высокой степени огнеупорности. свое имя это вещество получило от названия местности на территории Китая – Као-линь, где его впервые открыли.
Благодаря данному геологическому факту, китайцы смогли упростить составление и приготовление фарфоровой массы. Им необходимо было только лишь додуматься перетереть фарфоровый камень на порошок, разбавить некоторым количеством воды, смешать с каолином и создать из данной массы определенный тип посуды. Когда посуда обжигается в печи, получается прозрачный фарфор.
Каолин обладает свойством не сплавляться в процессе обжига. Для того, чтобы сплавление стало возможным, необходимо добавить плавящие составы, такие как кремнезем или кварц, полевой шпат и известь. Оказывается, вышеописанные добавки при обжине расплавляются и имеют свойство превращаться в некую стекловидную массу. Это жидкое стекло постепенно обволакивает крупинки каолина – в результате мы получаем прозрачное изделие. Роль каолина в этом процессе – появление молочно-белого оттенка. Плавнем при процедуре обжига являлся нан-кан или «фарфоровый камень», который создала сама матушка природа. Интересен тот факт, что приготовленная таким способом масса, должна была быть выдержана сто лет. Получается, что работники гончарных мастерских подготавливали исходное сырье для фарфоровой посуды для своих потомков – внуков, правнуков.
Из такого выдержанного материала возможно было изготовить фарфоровое изделие с тончайшими стенками, практически, прозрачными на вид. Это уникальное отношение к данному материалу позволяет до сих пор поддерживать национальную традицию производства фарфора.
Как известно, фарфор начали производить на территории Китая в период Хань, который определен временными рамками 206 год до нашей эры – 221 год нашей эры. Фарфоровое производство в Китае также подразделяется на определенные периоды: Тан (618 – 907 гг.), Сун (960 – 1279 гг.), Мин (1367 – 1643 гг.), Канг-Хси (1662 – 1722 гг.), Чьен-Лунг (1723 – 1795 гг.); новый период с 1975 года. Самый расцвет развития форм и декорирования изделий из фарфора попадает на период правления Канг-Хси.
Так как китайский фарфор, который привозился в Европу в XV – XVII столетиях, ценился достаточно высоко, находились мастера, умевшие делать отличные подделки. К таким подражателям китайского фарфора относятся мягкий фарфор Медичи, уникальный французский фарфор фриттованный, который изготавливался с добавкой мергелистой породы глины и мела, а также Реомюров фарфор.
В 1709 году немецкий алхимик И. Ф. Бетгер, который проживал в городе Мейсен, смог изготовить подобие фарфору, который был похож на европейский фарфор, производимый с добавлением каолина, мела и песка. А с 1720 года в этой формуле мел заменили на полевой шпат. В итоге, алхимику удалось получить самый настоящий твердый фарфор. С тех пор, Мейсенскую мануфактуру засекретили.
Российские изобретатели фарфора самостоятельно смогли разработать формулу фарфора еще в 1744 году. Это был бергмейстер (горный мастер) Д. И. Виноградов, которому принадлежит основание фарфорового производства на заводе Императорском в городе Санкт-Петербург. Теперь это завод Фарфоровый имени М. В. Ломоносова. Из записей самого Виноградова следует, что рецепт фарфора состоит из следующих составляющих материалов: «Возьми кварца прокаленного 768 частей, глины подготовленной 384 части, песчанка, алебастра отсеянного 74 части». Из этой массы отощителем выступает кварц, плавнем выступает алебастр, связующим звеном и пластичной добавкой выступает глина.
Тем не менее, в России самостоятельной разработкой формулы фарфора занимался не только Виноградов – Афанасий Гребенщиков из Москвы, совместно со своим сыном, работал над получением идеального фарфора. Но мануфактура Гребенщикова была сожжена из-за придворных интриг, которые были направлены именно на тот факт, чтобы секрет фарфора был присвоен именно императорскому заводу, а не Гребенщиковской мануфактуре. Так что, о лидерстве в этом вопросе судить можно двояко. Но факт остается фактом – Гребенщиков первый смог изготовить тарелку из фарфора и выслать ее в коллегию для мануфактурщиков до момента получения положительных показателей своих экспериментов Виноградовым. Экспертиза в Петербурге была затянута умышленно – тарелку снова отправили обратно в Москву с трактовкой «неподлинная», на ней отсутствовала подпись мастера, которая должна была наноситься на дно тарелки еще до начала процедуры обжига. Таким образом, Виноградов получил необходимое время для окончания своего проекта. С этого момента Виноградов и стал считаться основателем фарфорового производства. Хотя фактически, можно признать первооткрывателями в этой области и Виноградова и Гребенщикова.
Когда распался Советский Союз, основные месторождения основной составляющей каолина, которые разрабатывались на территории Украины и Белоруссии, были утеряны. Красноярский край, Иркутская область, Приамурье и Урал также имеют подобные месторождения, но сырье, которое поставляется из этих источников, не обладает достаточными пластическими качествами. Из такого сырья готовится фарфоровая масса, в составе которой имеется некоторое количество (около 6 – 12 %) беложгущихся глин: дружковская, трошковская, а также бентонит.