Способы росписи и глазурования традиционно создавались на протяжении нескольких столетий. Наверное, многие гончары сочтут для себя интересной информацию о том, как применялась глазурь (поливы) древними гончарами. Главной задачей глазури является создание непроницаемого сосуда для налитой в него жидкости. Вместе с этим глазурь позволяет поверхности сосуда стать гладкой, такой, которая подойдет для последующей надглазурной росписи.
Глазурь состоит из окиси кремния с рядом разнообразных примесей, которые в процессе сплавления являются связующим материалом.
В производственном процессе изготовления европейского фаянса применялись два вида глазури – оловянная и свинцовая. Глазурь из свинца получается путем добавления к окиси кремния некоторой части окиси свинца. На сегодняшний день в роли источника свинца может выступать отработанный аккумулятор, в котором окись свинца концентрируется в виде коричневого порошка в ячейках свинцовых решеток. Главным достоинством свинцовой глазури является то, что она может удерживаться на глине любой структуры. Свинцовая глазурь, если ее нанести тонким слоем, будет прозрачной и бесцветной, похожей на стекло, но она также может быть окрашенной в массе окисями самых разных металлов, при этом сохраняя свою прозрачность. Но почему то, именно в прозрачности свинцовой глазури древние мастера признали ее неудобство. Даже в том случае, когда глазури придавали определенную окраску, черепок постоянно искажал его. Потому светлые и более нежные тона древним мастерам не удавалось получить.
Все предыдущие неудобства в свинцовой глазури попросту отпали, когда в гончарных мастерских стал применяться способ ангобирования. При использовании данного способа окраски черепка, до того момента когда черепок будет опущен в глазурь из свинца, он покрывался тонким слоем белого ангоба – своеобразной белой глины. Ангоб так же может быть цветным, матовым или белым покрытием которое наносится на изделие из керамики для того, чтобы изменить цвет изделия из глины, для создания рисунка и прочее. Ангоб наносится на поверхность не обожженного изделия, по сырой или кожетвердой поверхности.
На данный момент ангоб производят из каолина, полевого шпата или кварца, которые являются основными составляющими фарфора. Ангоб позволяет мастеру красить изделие при помощи трех способов:
- роспись по ангобу и закрепление росписи глазурью;
- выскабливание ангоба до того момента, пока не появится цвет глины - сграффито;
- роспись только лишь ангобом, закрепляемым глазурью.
Ангоб, который наносится на поверхность глиняного изделия, в отличие от глазури, не будет образовывать при обжиге стекловидный слой, а создаст более плотный декоративный слой, который будет обладать некоторой пористостью. Ангоб применяют как основное средство при реставрации, особенно если ангоб произведен из фаянсовой массы. Такой ангоб подходит для заделывания небольших трещинок на изделии, которые могут образоваться в результате утельного обжига в тех, местах, в которых необходимо приклеивать к гончарному изделию носик или ручку.