Способ ангобирования

Способы росписи и глазурования традиционно создавались на протяжении нескольких столетий. Наверное, многие гончары сочтут для себя интересной информацию о том, как применялась глазурь (поливы) древними гончарами. Главной задачей глазури является создание непроницаемого сосуда для налитой в него жидкости.  Вместе с этим глазурь позволяет поверхности сосуда стать гладкой, такой, которая подойдет для последующей росписи.

Глазурь, на самом деле, состоит из окиси кремния с рядом разнообразных примесей, которые в процессе сплавления являются связующим материалом, связующим средством глазури древнеегипетского фаянса является поташ и сода. Данная глазурь окрашивается в массе (насквозь) окислом металла. Египетским мастерам удавалось применять для окрашивания глазури окиси меди, с помощью которой  возможно получать поразительный красивый эффект бирюзового тона. Данный оттенок и дал славу знаменитому египетскому фаянсу. Следует отметить тот  факт, что древние египтяне составляли краску не по рецепту, как принято, а всего лишь на основе собственной интуиции, а также на основе приобретенного опыта гончара, чем и определялось богатство египетских полив. Глазурь Древнего Египта отличается еще одной особенной чертой – она имеет свойство удерживаться (не отскакивать по окончанию обжига) только лишь если имеется родственная ей по своей структуре глиняной массе, которая будет иметь невероятную температуру обжига. На практике было доказано, что с натуральными образцами глины, из которой производился европейский фаянс, египетская глазурь абсолютно не сочеталась, так как у них разный коэффициент температурного расширения.

В производственном процессе изготовления европейского фаянса применялись два вида глазури – оловянная и свинцовая. Глазурь из свинца получается путем добавления к окиси кремния некоторой части окиси свинца. На сегодняшний день в роли источника свинца может выступать отработанный аккумулятор, в котором окись свинца концентрируется в виде коричневого порошка в ячейках свинцовых решеток. Главным достоинством свинцовой глазури является то, что она может удерживаться  на глине любой структуры. Свинцовая глазурь, если ее нанести тонким слоем, будет прозрачной и бесцветной, похожей на стекло, но она также может быть окрашенной в массе окисями самых разных металлов, при этом сохраняя свою прозрачность. Но почему то, именно в прозрачности свинцовой глазури древние мастера признали ее неудобство. Даже в том случае, когда глазури придавали определенную окраску, черепок постоянно искажал его. Потому светлые  и более нежные тона древним мастерам не удавалось получить.

Все предыдущие неудобства в свинцовой глазури попросту отпали, когда в гончарных мастерских стал применяться способ ангобирования. При использовании данного способа окраски черепка, до того момента, когда черепок будет опущен в глазурь из свинца, он покрывался тонким слоем белого ангоба – своеобразной белой глины. Ангоб в свою очередь, это цветное, матовое или белое покрытие, которое наносится на изделие из керамики для того, чтобы замаскировать реальный цвет изделия из глины, для создания рисунка и прочее. Ангоб наносится на поверхность не обожженного изделия, но уже практически высохшего глиняного сосуда.

На данный момент ангоб производят из каолина, полевого шпата или кварца, которые являются основными составляющими фарфора. Ангоб позволяет мастеру красить изделие при помощи трех способов:

- роспись по ангобу и закрепление росписи глазурью из свинца;

- выскабливание ангоба до того момента, пока не появится цвет глины и после чего при помощи обжига  - либо без глазури, или же с глазурью. Данный способ приобрел имя сграффито;

- роспись только лишь ангобом, иногда закрепляемым глазурью.

Ангоб, который наносится на поверхность глиняного изделия, в отличие от глазури, не будет образовывать при обжиге стекловидный слой, а создаст более плотный декоративный слой, который будет обладать некоторой пористостью. Ангоб могут наносить на поверхность несплошным слоем, который в народе называют барботин. Ангоб, который может образовать тонкое глинистое покрытие в виде глянцевой пленки, зачастую называют лаком. Ангоб применяют как основное средство при реставрации, особенно если ангоб произведен из фаянсовой массы. Такой ангоб подходит для заделывания небольших трещинок на изделии, которые могут образоваться в результате утельного обжига в тех, местах, в которых необходимо приклеивать к гончарному изделию носик или ручку.

Мастерская на Университете

Гончарная мастерская на Университете

Мастерская на Чкаловской

Гончарная мастерская на Курской

Мастерская в Подольске

Гончарная мастерская в Подольске
© 2011 ООО "Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved