Когда появилась оловянная глазурь, мастера постепенно перестали использовать ангоб в качестве одного из декоративных слоев глиняного изделия. Как только гончары открыли секрет непрозрачного слоя покрытия, посредством добавления в свинцовую глазурь окиси олова, ангоб стал не нужен. Вместе с тем, непрозрачная глазурь могла сохранять одну из главных особенностей свинцовой глазури – она обладала способностью соединяться с глинами любой структуры.
Как это ни странно, изобрели данный тип глазури восточные мастера, но широкую популярность она получила на Западе. Восточные гончары использовали данную глазурь достаточно примитивно. Они использовали ее для окраски обожженных изделий из глины в разные цвета. Мастера Европы начали расписывать изделие по сырой поверхности. Данный способ нанесения глазури был придуман одним из итальянских мастеров еще в 15 веке. Его активно используют современные мастера гончарного искусства России и других стран, и не только в гончарных мастерских, но и на предприятиях.
Если описать данный способ в общих чертах, то он состоит в следующем:
- необходимо обожженный глиняный сосуд окунуть в раствор оловянной глазури, которая на вид выглядит как белая густоватая жидкость;
- после высыхания слоя глазури прямо по ее поверхности, так скажем, по-сырому, начинайте расписывать изделие из глины при помощи водных красок (изготовить их можно при помощи керамических пигментов – соединений переходных металлов, оксидов и некоторых других, которые могут сохранять или образовывать определенный цвет в процессе обжига и будут мало взаимодействовать с расплавленной глазурью). Оксид необходимо смешать со связующим веществом, таким как глицерин, раствор сахара ил иже перебродившее пиво, растереть, и лишь потом нанести при помощи кисти на предварительно подготовленную поверхность глиняного изделия.
После того, как будет произведен второй обжиг, глазурь расплавится и сообщит свой блеск и сияние краске, которая становится частью глазури. Именно в этом моменте и состоит прелесть итальянской майолики.
Данная техника росписи по-сырому дает возможность с наибольшим эффектом использовать наборный мазок, который остается на поверхности изделия из глины посредством одного взмаха кисти. После чего на поверхности сосуда останется определенный след, который представляет собой плавность перехода от белых тонов до самых темных оттенков любого из цветов. Только благодаря сложному набору краски на кисть, когда на поверхности кисти краска будет видна больше, чем внутри кисти, можно достичь данного поразительного эффекта.