Способ росписи по глазури с глиной
В конце 16 века роспись по-сырому уже не могла удовлетворить художников, данный вид техники росписи стал трудоемким для более современного мира. Вместо сырой росписи мастера изобрели более легкий и доступный для понимания и практики способ росписи. Некоторые мастера-керамисты начали подмешивать в глазурную массу часть очищенной белой глины, которая при соединении с глазурью могла образовать плотную поверхность изделия, по которой можно производить роспись. Кроме того, такая смесь впитывал в себя любые краски, и позволяла гончару более тщательно и тонко производить отделку глиняного сосуда или предмета посуды. Новый способ все же обладал одним недостатком – краска в процессе вторичного обжига, из-за некоторой примеси белой глины, при соединении с глазурью получалась несколько тускловатой.
Способ росписи с промежуточным слоем глазури
Немного позже итальянским мастерам удалось изобрести еще одни новый способ росписи, который мог устранить данный дефект. Расписанные изделия из глины до начал процедуры вторичного обжига, мастера покрывали тонким прозрачным слоем глазури. Потому изображение находилось уже между двумя слоями глазури – первый слой глухая белая оловянная глазурь, второй слой – прозрачная свинцовая глазурь.
Мастера Голландии, которые считались ведущими изготовителями фаянсовых изделий в 17 веке, вообще не применяли роспись изделий из глины по-сырому. Они постепенно увеличивали объем белой глины в глазури, соответственно, в результате им удалось создать очень твердую и надежную основу для росписи. Голландцы являются авторами еще одного нововведения – перед вторым обжигом изделие не опускалось в ванну с глазурью, а только лишь распрыскивали на него глазурь.
Способ надглазурной росписи
В 18 веке мастера гончарного дела смогли разработать и третий способ росписи, который был вызван желание гончаров сделать фаянс ближе по окраске к фарфору, который выглядит гораздо ярче и шикарнее. Данный способ состоит в следующем: после того, как произведен первый обжиг изделия, его окунают в непрозрачную глазурь, после этого следует второй обжиг, который отличается большей температурой. Вот только лишь после того, как изделие было обожжено второй раз, мастер наносил рисунок. Следующий шаг – третий обжиг, во время которого глазурь не расплавляется. Этот способ имеет свои преимущества – палитра красок обогащалась, потому что масса красок, не переносящих высокой температуры при обжиге, оказывается в руках гончара. Сама роспись производилась уже по твердой обожженной основе, за счет чего было возможным создавать живописные изображения. Но был и свой недостаток – краски утрачивали блеск и внутреннюю силу, пропадало своеобразное сияние цветовой гаммы.