Как построить «золотое сечение»?
Для того, чтобы отрезок АС можно было разделить точкой В в соответствующей пропорции, которая равна «золотому сечению», необходимо сделать так, чтобы большая часть АВ соотносилась с меньшей его частью ВС таким образом, как весь отрезок АС соотносится с АВ. Здесь приводится способ деления геометрический, отрезка АС в пропорции, соответствующей «золотому сечению».
Если вам необходимо отрезок АС разделить на две равные части, необходимо из точки С вывести перпендикуляр, и уж только потом, на этом перпендикуляре отложить соответствующий отрезок СР, который будет равняться половине отрезка АС. Таким образом, когда вы соедините точки А и Р, то сможете получить треугольник прямоугольной формы АРС.
Чтобы получить отрезок АК, необходимо отложить на гипотенузе отрезок РК от точки Р, который будет равен отрезку РС. Чтобы получить искомую точку В, делящую отрезок АС согласно «золотому сечению», необходимо отложить на катете АС отрезок АВ, который будет равняться отрезку АК. Таким образом, получиться равенство АС:АВ = АВ:ВС.
Если отрезок АС принять за число а, а отрезок АВ за х, мы можем использовать теорему Пифагора и составим самое простое уравнение. Узнав величину отрезка а, это может выступать также и высотой будущего кувшина, можно с легкостью узнать величину х, соответственно, узнать точку, делящую отрезок согласно пропорциональности «золотого сечения».
Как правильно определить «золотое сечение»?
Естественно, что каждому настоящему мастеру удается определять данный фактор «на глаз», но все же «доверяй, но проверяй», гласит народная мудрость. К примеру, скульпторы, даже самые известные и опытные, постоянно проверяют согласование частей тела человека специальным циркулем – обычно, размер головы скульптуры помещается в теле восемь раз, а пупок человека является точкой отсчета «золотого сечения». Если взять для сравнения Венеру Милосскую, то можно увидеть, что соотношение между расстоянием от пупка до основания скульптуры около 0,61538, а у Афродиты Праксителя около 0,616. Довольно схожие цифры, не так ли? Используя данную закономерность, умные женщины и девушки имеют возможность выяснить высоту каблука на туфлях, которые смогут придать их телу большей пропорциональности. Как видим в жизни, природа в конструировании тел людей может дать промашку.
Матушка-природа нашла на человеческом теле именно ту точку, которая позволяет разделить тело на две части согласно пропорциональности «золотого сечения». Данный факт значительно облегчил работу скульпторам, но, к сожалению, гончарным мастерским в этом смысле повезло меньше. Чтобы именно та точка отчета «золотого сечения» была найдена на сосуде, необходимо обладать колоссальными знаниями и иметь немалый опыт в этом деле. Если же вам не удастся отыскать данную точку, увы, гармоничного кувшина у вас не получится.
Если мы проанализируем керамику Древней Греции, то можем установить одну закономерность – в далекие времена зрелой и ранней классики, когда гончары были на пике своей славы, диаметр кувшина по линиям «золотого сечения» был равен расстоянию от данной линии до основания кувшина, а также отношение указанного расстояния к показателю высоты кувшина. Как вы могли догадаться, эти мерки были равны уже знакомому нам числу 0,618034. К примеру, данное соотношение у амфоры, на которой изображен Дионисий и менады – 0,61813, а у «Пелики с ласточками», произведении мастера Евфрониния – 0,623.
Теперь вам должно быть более ясно, каким образом можно найти ту самую линию «золотого сечения» у уже готового кувшина или изделия из глины. Но как можно определить эту линию в период конструирования будущего кувшина или сосуда нам только предстоит выяснить. В будущем, когда вы достигнете определенных высот в мастерстве и наберетесь побольше гончарного опыта, вы сможете с легкостью определять данную линию сечения. Как объясняла русский скульптор Голубкина на уроках своим студентам, изначально необходимо заучить на зубок анатомию, после чего нужно будет напрочь забыть эти знания – только в таком случае эти полученные знания на подсознательном уровне будут вашей плотью и кровью.
Гончарные формы и «золотое сечение»
У скульптора и гончара все же есть некоторое сходство. На первый взгляд, гончар это мастер кустарного производства и утилитарных вещиц. Но если мы поближе рассмотрим профиль греческой амфоры или русского кувшина, мы увидим, что они схожи с красивой женственной девушкой – каждый из кувшинов имеет свои бедра и утонченную талию, шейку и щиколотку, не забыли гончары подчеркнуть и пупочек своего творения, который и располагается на линии, которая называется «золотым сечением». Поэтому при изготовлении того или иного кувшина или сосуда, амфоры, музой для мастера является именно образ матери или жены, любимой девушки или дочки. Если обратимся к этимологии названия грузинского сосуда, оно в переводе обозначает мать-кувшин.
Если изделие делает настоящий мастер, он без проблем сможет определить месторасположение «золотого сечения» у любой модели сосуда. Данная заветная линия располагается на визуальном «животике» вазочки или кувшина, немного ниже линии талии.
Если изделие делает настоящий мастер, он без проблем сможет определить месторасположение «золотого сечения» у любой модели сосуда. Данная заветная линия располагается на визуальном «животике» вазочки или кувшина, немного ниже линии талии.
Если мы сделаем наложение одного схематического изображения на другой, то увидим, что венчики этих изделий не будут совпадать, и, соответственно, идеальная гармония будет нарушена. На представленных рисунках четко видно, что энергия роста линий, которые и образуют профиль «бедра» кувшинов, не сочетается с высотой венчиков данных кувшинов. Что же мы можем сделать для восстановления этой гармонии? Ответ очевиден – необходимо всего лишь видоизменить профиль тулова приведенных сосудов настолько, чтобы «животик» первого из кувшинов стал покатым, а у третьей модели кувшина стал более крутым. Можно в первом варианте немного снизить линию, которая олицетворяет «золотое сечение», второй вариант чуть повысим, соответственно, придав, таким образом, образ новой гармоничности. Этим примером мы показали насколько важен характер линейки «бедра» кувшина и как он может повлиять на месторасположение центральной части «золотого сечения».
Как сконструировать ручки сосуда
Гармонию сосудов, у которых мы смогли увеличить или уменьшить показатель высоты венчика, можно вернуть, используя и другие способы. Следует только помнить о том, что данный способ можно применить лишь к кувшинам с ручками. В случае если сосуд имеет уменьшенную высоту венчика, восстановление его гармоничности возможно за счет присоединения ручек другого типа. Роль ручки в этом случае – сделать кувшин немного выше, а линия АВ, которая смогла разделить высоту пропорционально к «золотому сечению», возвращается к прежнему своему значению.
А сейчас поговорим о конструировании обеих ручек сосуда. Изначально следует подобрать именно тот тип ручек, который наиболее лучше подойдет для выбранного вами сосуда. Ручки должны полностью соответствовать типажу сосуда – они не будут не велики, не малы для кувшина. Необходимо следить за тем, чтобы эти ручки не выходили за габариты кувшина. Визуальный образ кувшина не должен у вас вызывать какого-либо чувства дискомфорта или несоответствия.
Основание самой ручки обязательно должно четко сопрягаться с туловом кувшина, таким образом, увеличивая степень прочности соединения и не нарушая обшей гармоничности изделия. В принципе, это уже практические моменты. Тем не менее, каждый гончар обязательно будет предъявлять и эстетическое требование к положению и виду ручек. С эстетической точки зрения, ручки кувшина являются его завершением или гармоничным продолжением.
Ручка может иметь различную форму – круглую или плоскую, полукруглую или профильную. Соответственно, каждый из профилей имеет также свои эстетические характеристики в определенный период времени. К примеру, в далеком 19 веке на Руси мастера гончарного дела не использовали круглую форму ручек в сечении. Древним грекам присуще использование профильных ручек, а этрускам – плоских и тонких типов ручек.
Зачастую, кувшин может иметь одновременно ручки и носик, так называемые квасники и кумганы, бочкари и елейники. Если мастер делает такое сочетание, в этом случае и ручки, и носик должны быть симметричными к вертикальной оси кувшина, таким образом, не нарушая тонкой грани равновесия. Простым языком говоря, носик и ручка должны соответствовать друг другу, при этом не перевешивая слишком в одну из сторон.