Такие русские народные промыслы, как гжель, хохлома, палехские лаки известны каждому. Каждый перечисленный промысел говорит об уникальности русской культуры. А к настоящему времени и вовсе изделия народного промысла стали редким музейным достоянием. На современном рынке мы зачастую встречаем дешевые поделки изделий народных мастеров, при том которые привозятся на прилавки из Китая.
Традиционная выставка-ярмарка «Ладья» предоставляет возможность ценителям русского народного промысла возможность увидеть подлинные произведения. Такая ярмарка проводится каждый год в Москве. Исключительно в этом году в преддверии весны мастера различных регионов страны решили организовать еще одну встречу.
Среди современных мастеров встречаются и студенты, что способствует «возрождению» давно забытых промыслов. Юная рукодельница Ольга Матюнина ловко выплетает замысловатые кружева, работая коклюшами в кукарской технике. Данный промысел зародился в Кировской области еще в начале восемнадцатого века. Ольга рассказывает, что эскизы кружева, так называемые «сколки», придумывает сама, затем выплетает. Использование разноцветных нитки (скани), тесемок делает кружево особенно красивым и необычным.
Все изделия, представленные на выставке, исключительно ручной работы. Здесь мы видим и жостовской поднос, и известную дымковскую игрушку, и посуду из глины. Каждое изделие – ценный экземпляр народного достояния.
Заместитель председателя правления ассоциации народных художественных промыслов говорит, что, к сожалению, мало кто заказывает данные изделия. Поэтому маленькие предприятия данных промыслов без государственной поддержки едва остаются на плаву. Обычно такие организации расположены в сельской местности, и насчитываются не больше 150 рабочих в каждом.
Например, в маленькое предприятие в Рязанской области, где плетут знаменитое на всю страну Михайловское кружево, работают всего четырнадцать мастеров.
К сожалению не все мастера продолжают работать на этих предприятиях в связи с низкой оплатой труда. Единственная мотивация оставшихся мастеров – идея возродить былое искусство.
Другая проблема мастеров – это подделка продукции. Особенно от его страдают мастера Хохломы и Гжели. Многие просто-напросто не различают расписанную вручную посуду и подделку. А низкая цена на вторую склоняет покупателей в свою сторону.
Художники «Гжельского фарфорового завода» объясняют, как распознать подлинное изделие. В первую очередь обратите внимания на цвет черепка. Он должен быть белым, а кобальт насыщенно-синим. Рисунок должен быть аккуратно прописан, так же должны четко быть видны мазки.
Несмотря на все проблемы, мастера не теряют оптимизма. На различных выставках они демонстрирую свое мастерство всем желающим с помощью мастер-классов, в том числе и по гончарному делу. Возможно, среди молодого поколения тоже найдутся талантливые мастера традиционно-русских промыслов.