Всем известная фарфоровая утварь с синим орнаментом взяла свое название у своей исторической родины – волости «Гжель», расположенной примерно на расстоянии шестидесяти километров от города Москвы. Гжель, как вид высокохудожественной майолики, начинает свое развитие в начале XVI в.
Самые ранние упоминания Гжели встречаются в духовных грамотах 1339 года, принадлежавших Ивану Калите. Уже в конце XVI в. местные ремесленники привозили в Москву посуду и прочую утварь собственного производства, а так же гжельскую глину в Яузскую слободу местным мастерам. Некоторые из них, привезя глину, так и оставались работать там.
Не редкими гостями гжельские мастера были и на московских ярмарках, а так же торгах, где они знакомились с изделиями ремесленников других регионов России и зарубежных стран. Так, постепенно, складывался новый слой крестьянского населения Гжели.
Ближе к концу XVIII в. Гжель стала центром изготовления майолики в России, благодаря открытым в начале века заводам по производству изделий из фарфора. Но, несмотря на наличие заводов, оставалось так же и немало гончаров, трудившихся, не покладая рук, в собственных мастерских и изготавливая неповторимые по красоте изделия из глины. Работы таких мастеров были особыми, ведь у каждого из них был свой стиль, выработанный годами и опытом.
Расцвет гжельской керамики пришелся на середину - конец XVIII в. В это время Гжель прославилась на всю Россию, и даже в самых дальних уголках нашей страны была популярна. В течение нескольких веков гжельские гончары создавали изделия из глины, с которыми ничто не могло сравниться.
В XIX в. в моду вошло изготовление простого фаянса, или, как его еще называли, - полуфаянса. Для этого в глину добавляли известь, придающую белизну. Изделия из фаянса, привезенные из-за границы были достаточно дорогим удовольствием и даже, будучи богатым человеком, не каждый мог себе позволить такую утварь. Впрочем, полуфаянс прекрасно заменил дорогостоящий фаянс и получил признание во всей стране.
В то же время классическим цветом гжельской росписи признали кобальтовый цвет. Кобальт замечательно смешивается с глазурью и после обжига приобретает синий цвет. А впоследствии может храниться очень долго, не теряя при этом своей насыщенности и красоты. Вазы, горшки и другие изделия тех времен отлично сохранили свой вид и по сей день. Сейчас очень сложно увидеть различия между изделиями, изготовленными в те времена и современными.
Даже в наши дня гжельские мастера свято чтут традиции своих предков, используя полученные от них знания, приумножая их и передавая дальше.