Гармоничность гончарного сосуда

Гончарный сосуд

Гармоничность гончарного сосуда или кувшина будет зависеть и от математических законов природы, и от законов, по которым развивается наше общество. К примеру, от исторического развития основных стилей и направлений в искусстве. Кроме того, сюда же можно отнести и национальные традиции, которые находят свое отображение в изделиях народной керамики.

Соотношение стиля и формы

Рассмотрим еще один важный фактор, который прямо влияет на формирование формы сосуда – это художественный стиль, который и породил эти формы. Мы смело можем сравнивать художественный стиль с климатическими условиями, которые оказывают влияние на формирование растительного и животного мира. Барочный стиль или стиль рококо это словно лианы в субтропиках, классицизму соответствует континентальный климат и все в таком духе. Но все это, конечно же, является относительным. К примеру, в странах Европы наблюдалось существование разнообразных стилей, независимо от климата.

Ученые давно отметили тот факт, что прослеживается определенная закономерность со сменой художественного стиля. По их мнению, стили могли видоизменяться, развиваться по специфической спирали. К тому же, каждый новый виток приносил все новые и новые изменения, конкретно – каждый из художественных стилей проходил три основные стадии развития – конструктивная, декоративная и орнаментальная.

К слову говоря, форма сосуда также претерпевала некоторые видоизменения, согласно указанным закономерностям. Например, можно провести некоторую параллель между видоизменениями формы древнегреческого кувшина или сосуда и стадиями развития греческого искусства. К примеру. периоду архаики соответствовал более конструктивный стиль, поздняя классика это совершенство декоративного стиля, а вот уже эллинизму соответствует орнаментальный стиль.

Суть конструктивного стиля состоит в том, что в эпоху архаики царил стиль геометрии, в котором сочетаются простые формы с простыми геометрическими орнаментами.

В декоративном стиле присутствуют разнообразные росписи – это образцы чернофигурной и краснофигурной керамики.

Стиль орнаментальный отличается вычурностью форм и пышностью декоров, которые смогли внести новое веяние в архитектонику композиции. Совершенно по-другому стали смотреть на связь между изображением и формами сосудов.

Второй период, который является характерным для активного развития гончарной формы, это время охватывает следующий виток в развитии всех художественных стилей – рококо и барокко, а также ренессанс. Соответственно данной характеристике, развивались и стилистические направления – декоративный и орнаментальный стили, конструктивный. Также можно наблюдать изменения в основных тенденциях видоизменений формы сосуда.

Первым стилем в данном периоде был конструктивный, который захватил эпоху ренессанса. Этот стиль отличался простой, но, в то же время, строгой формой сосуда, который изготавливался согласно главным принципам конструирования. Если рассмотреть со схематической точки зрения, то можно представить данный период классической формой, к примеру, как на полотнах Дюрера.

Следующим по счету идет эпоху барокко, в которую также происходили разительные изменения форм сосудов. Стили в этот период стали более сложными и изысканными, от них веяло богатством. Но чем-то приходится жертвовать ради инноваций, так произошло и в этом случае – сосуд потерял некоторое удобство ради совершенной формы.

Третий по очереди период видоизменения стилей это время рококо, господства орнаментального стиля. Главным отличием данного временного периода является эпоха вульгарного украшения, под давлением которого орнаменты утрачивают свою былую роскошь и привлекательность. В эту эпоху изделие гончарного дела становится скорее элементом интерьера, нежели бытовым предметом. Художники и гончары вовремя заметили некоторую деградацию стиля. Для того чтобы как-то выйти из тупиковой ситуации, мастера стараются направить художественные стили в новое русло. Как это ни странно, после орнаментального направления в искусстве снова наступает период конструктивный – эпоха классицизма, в которую на первом месте опять находится польза и простота.

На этих исторических примерах мы смогли увидеть , как художник, человек, используя в период создания формы сосуда одни и те же законы, соответственно художественному стилю, в котором он работает, может создать абсолютно разнообразные формы сосуда.

Когда вы начинаете свою работу в гончарной мастерской, следует помнить о том, что единственной истиной в историческом развитии культуры остаются соответствующие законы, следуя которым искусство развивается. В нашем случае это развитие гончарных форм.

Мастерская на Университете

Гончарная мастерская на Университете

Мастерская на Таганке

Гончарная мастерская на Таганке

Гончарные курсы

Курсы гончарного мастерства

Мастерская на Курской

Гончарная мастерская на Курской

Мастерская в Подольске

Гончарная мастерская в Подольске
© 2011 ООО "Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved