Влияние цвета на гончарные форма

гончарные изделия

Цвет это самое загадочное средство выразительности в сфере искусства. Цветовое оформление используется не только в архитектуре и скульптуре, но и в литературе. Фолкнер свое творение, роман «Шум и ярость», к примеру, напечатал с применением цветного шрифта – монологи некоторых из героев имеют цветное обрамление, чтобы мысли, которые автор пытался донести до читателя, были правильно поняты и могли подчеркнуть настроения главных героев. Свойства цвета успешно используют при создании музыкальных шедевров композиторы – одним из первых использовал цветовое оформление А.Н. Скрябин. Изюминкой его творений стала демонстрация танца разнообразных оттенков цветов – как только высота звучания музыкальных инструментов изменяется, на экране начинается движение цветных отражений. Таким образом, музыкальный шедевр имеет оформление разнообразными цветовыми спецэффектами.

Если говорить о скульптуре и цвете, то можно сказать, что мастера были вынуждены отказаться от использования в своих работах цвета, если только это не мелкая фарфоровая пластика или деревянные шамотные скульптуры, в которых цвет еще присутствует. Тем не менее, история отказа скульпторов от применения цветовых решений не зависела от их желания – виной всему течение времени. Изначально мраморные образцы скульптуры, произведенные на территории Древней Греции, имела некоторое цветовое обрамление.  Абсолютно все скульптурные творения, созданные Фидием, были цветными, но время нам ничего от цвета не оставило. Если рассмотрим поближе скульптуры эпохи Возрождения, то сможем отметить, что в их основе лежит древнеримская культура, артефакты которой также были окрашены в разноцветные оттенки. Но опять-таки временные рамки стерли все напоминания о былой привлекательности и яркости скульптуру. Мастера этого периода истории приняли монохромные образцы, как должное, таким образом, обрекая себя на существование в жестких условиях, относительно античных мастеров. Похоже, этим шагом они лишили свои скульптурные произведения еще одного яркого средства выразительности. Но все же, что ни происходит, все к лучшему! В итоге скульптурное искусство только позитивно отреагировало на все эти нововведения и смогло выделиться в отдельное, самостоятельное искусство пластики.

На сегодняшний день, использовать цвета можно гораздо легче, но, вместе с этим, и гораздо сложнее. Легкость использования цвета состоит в том, что в любом специализированном магазине художественных принадлежностей вы сможете отыскать необходимую глазурь конкретного цвета – немногим ранее об этом можно было только мечтать. Кроме того, в магазинах для художников и гончарных мастерских также легко можно приобрести глину необходимого цвета. Сразу же возникает вполне закономерный вопрос – а в чем же состоит сложность использования цвета? Ответ таков – сложность в том, что этим необыкновенным богатством цветовой гаммы нужно умело распорядиться, что под силу только настоящему мастеру. Если у вас есть желание создать уникальный шедевр с применением цветовой палитры, необходимо должно и упорно учиться и оттачивать свое мастерство.

По традиции, которая складывалась веками,  гончарный тип керамики воспринимается нами только в трех основных цветовых решениях, это вечно и неизменно. К примеру, невозможно в принципе изменить окрас мрамора, бронзы. Почему тогда необходимо изменять окрас глины?

Расписные или глазурованные изделия из глины также воспринимаются людьми в традиционном цвете. Если этот принцип нарушается, соответственно, такое изделие становится образцом авторской керамики.  

Вы, наверное, не один раз могли заметить то, что зритель совершено по-разному воспринимает черные и белые скульптуры, которые изготовлены из бронзы и мрамора соответственно.  Наиболее интересен тот момент, когда человек смотрит на одну и ту же фигуру, но выполненную в разных материалах. Как пример можно рассмотреть сравнение негативного и позитивного исполнения одного и того же изделия. Основное отличие лишь в том, что негатив изображается белым, а позитив выполнен в черном, но какова разница в восприятии этих скульптур! Подобное свойство влияния цветов на зрительное восприятие необходимо обязательно учитывать и в гончарном деле.

Например, изделие из белой или красной глины будет идеально смотреться на полном, с надутыми щечками, так сказать, теплом изделии. К такому изделию лучше всего подойдет широкое горлышко. Ручки, по возможности, к такому сосуду  также необходимо делать круглого типа, как по силуэту, так и по сечению.

Образцы чернолощеной керамики всегда выглядят более строго, по виду напоминая металл. Их профиль может включать углы, что неприродно для глины. Тем не менее, она выдерживает эту форму. Большинство ученых мира сего высказывают такое мнение, что гончары, которые работали в III – V веках нашей эры, создавая изделие из чернолощеной керамики, скорее всего, подражали металлической форме. Но в данном случае невозможно четко сказать, кто и кого копировал, потому что глине гораздо больше лет, нежели железу. Ручки керамического изделия из чернолощеной керамики могут выполняться в более плоской и широкой форме, а горлышко обязательно будет узким и высоким.

Сочетание цвета и формы гончарного сосуда весьма условно – высокое и узкое горлышко может быть и на белом сосуде. Следует только лишь запомнить – будет наблюдаться разное зрительное восприятие. Ручка черного цвета и плоской формы на изделии будет смотреться более приемлемо, нежели такая же, но выполненная в белом цвете.

Гончарные курсы

Курсы гончарного мастерства

© 2011 Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved.