Соотношение размеров гончарных изделий

Гончарные изделия

Одно из важнейших технических средств выражения в искусстве - перспектива. Опытным мастерам и художникам давно известна роль перспективы для графики и живописи, а также для скульптуры.

Понятие перспективы в искусстве

Когда мы употребляем понятие «перспектива», мы говорим о прямой перспективе – то есть, она выдержана, если мы отдалим от себя максимально вазу или любое другое изделие и оно будет казаться визуально меньшего размера. Тем не менее, искусство предполагает наличие и обратной перспективы – к примеру, отдалив от себя изделие, вы будете видеть его значительно больше его реальных размеров.

Подобная перспектива, зачастую, используется при иконописи, но можно заметить ее присутствие и в светской живописи. Вот теперь следует вводить понятия обратной и прямой перспективы, которые являются составной частью теории гончарной формы.

Предлагаем вам для сравнения две кринки – если более четко рассмотреть их, то можно увидеть определенное различие. Дело в том, что даже при наличии одной и той же высоты прослеживается совершенно разное соотношение высоты тулова и венчика. Потому линия, которая делит их на разные части, пропорциолнально «золотому сечению», в первом варианте указывает на гармоничную кринку, а если обратить внимание и на вторую?

Возникает простое желание перевернуть ее, в таком случае, как казалось бы, все станет на свои места, соответственно линия будет проходить по уровню «золотого сечения». К слову сказать, кринка перевернутого типа на Руси называлась «махотка», она же форма древнегреческого сосуда под названием «псиктер». Этот сосуд с довольно необычным именем наполнялся кусочками льда или снегом, затем ставился в специально подготовленный кратер (сосуд для смешивания воды с вином), выполнял функцию своеобразного холодильника.

Если брать за основу сравнения махотку, она имеет и другую линию, которая может разделить высоту данного кувшина пропорционально «золотому сечению». Это так называемая линия В, которая показывает нам гармонию, но в ином, обратном соотношении.

Поэтому, именно для того, чтобы было возможным различать подобные сосуды относительно соотношения высоты тулова и венчика, мы вводим термин «обратная перспектива». Таким образом, можно сказать другими словами, что обратная перспектива применимо к сосуду обозначает, что сосуд сконструирован так, что тулов короче венчика, если сравнить с сосудами, которые сконструированы с использованием прямой перспективы.

Соотношение объемов

Итак, рассмотрим следующее соотношение размеров сосуда, которое значительно влияет на гармоничность такового, это соотношение диаметров устья сосуда, а также шейки, донышка и наиболее широкой части тулова сосуда. Как мы уже говорили, природа немного поскупилась относительно средств выражения, в данном случае она не отступает от своих правил. Если рассмотреть с позиции гармоничного, идеального для глаза человека соотношений между наиболее широкой частью тулова сосуда и диаметром его венчика, то из всего лишь два.

Случай первый это когда отрезок АС равен диаметру венчика а, получаемый от соответствующего разделения максимального диаметра тулова кувшина (АВ) точкой С согласно «золотому сечению». Таким образом снова мы видим соотношение АВ : АС = АС : СВ.

Второй случай, это когда отрезок С1В1 равен диаметру венчика в, также получаемый в результате разделения максимального диаметра тулова кувшина точкой С1 согласно пропорции «золотого сечения», но уже в меньшей его части.

Остальные типы кувшинов и сосудов получаются в результате скрещивания данный идеальных кувшинов, также как и абсолютно все цвета спектра можно получить из трех оттенков – красный, синий, желтый.

Как определить соотношение диаметра донышка и шейки сосуда

И наконец, последним соотношением размеров кувшина, что придает утонченность и устойчивость, это соотношение диаметра донышка кувшина и его шейки. Если же речь идет об узкогорлом сосуде, это будет соотношение перехвата ножки и диаметра шейки. Если говорить об идеальных формах сосуда, то, в принципе, эти показатели должны быть абсолютны равны.

Только в данном случае, практичность может вступить в противоречие с основными законами красоты, а также требует для утилитарного типа сосуда довольно широкого донышка. В противном случае, кувшин попросту будет неустойчивым. Лишь с учетом данного свойства сосудов, декоративные кувшины в гончарных мастерских стараются делать с перехватом ножки, что дает возможность сохранять устойчивость кувшина и придавать ему элегантности за счет уменьшенного диаметра сосуда на уровне перехвата основания.

Теперь явно видна схожесть между анатомией сосуда и анатомическим строением человеческого тела. Рассмотрим аналогию их эволюции. Существуют в природе определенные пропорции человеческого тела – к примеру, рост человека соответствует соотношению восьми голов. Хотя этот принцип был принят людьми не сразу. Например, Дюрер, который был художником и трудился в эпоху Возрождения, имел мнение о том, что человеческая голова укладывается в рост человека всего лишь семь с половиной раз. По мнению Поликлета из Аргоса, который жил в пятом веке до нашей эры и был знаменит созданием известного «Канона», вовсе думал, что голова человека укладывае6тся в человеческий рост семь раз. Если брать за отправную точку именно эти суждения, можно сказать, что со времен Поликлета и до современности размер человеческой головы по отношению к его росту немного уменьшился. Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что все в мире относительно, включая и гармонию, а с другой стороны человек не стоит на месте, а движется вперед. Это обозначает лишь одно – мы небольшими шагами приближаемся к идеальным параметрам.

Если рассматривать анатомию кувшина или сосуда, кроме линии, делящей его на равные части и проходящей по центру «золотого сечения», существует еще одно соотношение, которое и держит весь сосуд. Мы уже обсуждали тот факт, что древнегреческие амфоры классического типа, диаметр которых по линии «золотого сечения» равняется расстоянию от основания до этой линии. Если же рассмотреть поближе русский сосуд, то увидим нечто иное – максимальный диаметр тулова сосуда равен расстоянию от диаметра до основания кувшина. Прежде всего это можно отнести к криночной форме. Если же сосуд имеет горшковую форму, соотношение будет совершенно другим – диаметр устья горшочка будет равняться его высоте.

Следует помнить о том, что отступление от существующих правил присутствует в природе. Это напрямую зависит от поставленных вами задач, а вовсе не от природы.

Возникает здравый вопрос – откуда же взялись восточные кувшины из бронзы или греческие лекифы такой изящной формы и пропорции? Отвечаем сразу же – разный материал – разная эстетика. Поэтому при их изготовлении не нарушаются основные принципы конструирования форм сосуда. К примеру, изящные бронзовые формы, имеющие тончайшую шейку и перехват ножки, смогли появиться на свет только благодаря своему материалу, из которого они произведены. Ведь бронза намного прочнее, чем глиняная масса. Поэтому создать такой уникальный кувшин или сосуд вполне реально и возможно.

Общая гармония данного сосуда поддерживается витиеватой тонкой ручкой, которая также выполняется только благодаря свойству прочности бронзы. Второй, не менее важный момент, заключается в том, что следует ответить на один вопрос – все ли мы схожи с профилем Венеры или Аполлона, не замечаете ли вы среди этих людей некоторые отступления от определенных норм эталона? Ответ, я думаю, уже у вас есть.

Гончарные курсы

Курсы гончарного мастерства

© 2011 Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved.