Печи для обжига керамики

Печи для обжига керамикиОбжиг это процесс технологический, но для гончара это высокохудожественный процесс. Мастер управляет огненной стихией, направляя которую в определенное русло возможно достичь невероятных результатов – тонкая градация цвета изделия, разнообразие глазури и многое другое. Даже в наше время, когда современные технологи породили более совершенные и безопасные гончарные печи, многие гончары, по старинке, продолжают использовать настоящие открытые печи для обжига керамики. Работа с живым огнем это поистине наслаждение для мастера. Старинные способы обжига, это, к примеру, обжиг в полевой или земляной печи, а также капсюльный.

Корни слова «гончар» происходят от слова «горн», что как понятие обозначает «примитивная печь». От этого корня происходит слово «горшок», «горшеня», «горшечник», то есть мастер, изготавливающий глиняную посуду. Еще во времена Киевской Руси гончары использованы для обжига своих глиняных изделий гончарную печь или горн. Как рассказывают горшечники, которые жили и трудились в 1920-х годах, горны делали для того, чтобы работать  на свежем воздухе – ведь из-за жары летом в мастерской просто невозможно было находиться, а тем более работать. Как оказалось, горн это более безопасное приспособление для обжига глиняных горшков, нежели гончарная печь. К тому же, горн требует к себе меньше внимания  и ухода, нежели печь. Тем не менее, в летний период печь выполняла функцию сушки для глиняной посуды и других изделий.

Каждый гончарный мастер должен был самостоятельно соорудить свою гончарную печь. Печка строилась по принципу в два кирпича для того, чтобы снаружи не чувствовалась ее сильная раскаленность. С виду это была самая обычная русская печь, которая топилась по-черному, то есть без специальной трубы, но все же она кое-чем отличалась от русских печей. Сбоку печи устраивались два небольших отверстия-отдушины для дымоотвода. Так называемый «под» собирался из кирпича, который был сложен на ребра в два ряда – образовывались три желобка, выходящие на шесток.

Чтобы процесс обжига был полноценным, на кирпичи складывали поперек до 15 полуторааршинных дровишек, сверху них устанавливали посуду и изделия из глины, подготовленные для обжига – за один раз в печь помещалось до 200 изделий среднего размера. Как только мастер гончарных дел надежно установил предметы из глины, он начинал растапливать печь посредством использования вышеупомянутых желобков, в которые он засовывал растопку, состоящую из тонких высушенных поленец. Эти поленца воспламеняли поперечные плахи. Таким образом, посуда накалялась и спустя несколько часов была похожа на раскаленное железо. Гончарная печка топилась около четырех часов, по мере сгорания поленьев гончар постепенно подсовывал новые и новые полена, закрывая при этом желобки, которые выполняли роль поддувала.  В период топки печи мастерская становилась очень жарким помещением – гончару невыносимо было стоять, он присаживался на корточки, чтобы следить за сгоранием поленец. На всякий пожарный случай в гончарной мастерской всегда стояла припасенная вода. В основном, пожар мог начаться из-за воспламенения растопки, которую раскладывали на печи, чтобы просушить. Ее накрывали железным листом, но это не всегда спасало от пожаров.

Более безопасным в пожарном плане был гончарный горн, который располагался на улице, под открытым небом, в основном на берегах рек, склонах оврагов и на холмах, где-то в 100 шагах от жилых построек. Горн представлял собой круглую яму, суженную кверху, примерно в 1,5  - 2 аршина, глубиной при диаметре в нижней части от 2 до 2,5 аршина. Яму зачастую выкладывали изнутри кирпичом, в поду устраивали специальные выемки. Теплопроводы проходили под подом, шли они из топки. Топка была расположена сбоку ямы, а не под ней, отверстием она выходила на небольшую площадку, которая специально расчищалась на склоне холма пониже, чем само отверстие горна.

Чтобы  начать процесс обжига посуды в таком горне, гончару необходимо было спуститься вниз в яму и надежно установить посуду таким образом, чтобы отверстия в поду были открыты – при такой расстановке посуда не соприкасалась с огненными языками пламени. Данное отверстие было всегда обложено битыми черепками посуды. Посуду также засыпали черепками из битой изделий. Процедура обжига в горне была рассчитана на 7 – 8 часов, при этом постоянно гончар следил за сгоранием поленьев и подкладывал новые.

Когда обжиг был окончен, посуду оставляли  остывать примерно на 12 – 14 часов. Если изделия были еще горячие, их можно было изъять из печи специальным рычажком, сделанным из палки. Если остыли – вынимали руками. Чтобы транспортировать посуду к месту продажи или хранения, готовую посуду складывали на воз и тщательно перекладывали сеном.

Глиняные изделия в гончарном горне обжигались всего лишь один раз – чтобы не пропускали воду, затем их хорошо натирали салом. В объеме гончарные горны были от 0,1 метра кубического до 500 кубических метров. Мастерам приходилось строить специального типа двухэтажные горны, которые могли обжигать фаянсовые, фарфоровые изделия со специальной системой использования тепла отходящих газов.

Наиболее простой и древний тип горна – «земляной» - состоял из обычной ямы, в которую помещали сухие изделия из глины и перекладывали отходами гончарных изделий или соломой, дровами, углем и даже торфом. Затем гончар поджигал горн снизу. Когда все топливо сгорало и печь остывала, из нее вынимали готовые обожженные изделия и сортировали.

Древние японцы строили немного иной тип печей. Строилась она на берегу речки или другого водоема с таким расчетом, что отводные отверстия для продуктов сгорания расположены сверху, а топка находилась сбоку. Печь имела все необходимое - регулируемую тягу и теплоизоляционные стены,  а также топку и камеру. Такой тип печи считался уже стационарным вариантом – в ней можно было производить несколько процедур обжига. На самом деле, данная японская земляная печка, по своей функциональной структуре, практически, не отличалась от печей современного типа, которые имели горизонтальный поток продуктов сгорания.

Если сравнивать вышеописанную печь с вариантами первого типа, можно сказать, что немалым прорывом в гончарном деле было появление античных или древнегреческих печей. В принципе, римская печь имеет мало отличий от древнегреческой печки. Функциональная схема данных гончарных печей была одинакова, различие было в печных стенах – они были изготовлены из соединения глины с соломой. Когда такая стенка обжигается, она превращалась в жароустойчивый монолит, который мог прослужить достаточно долго. Еще один вид печи гончарной это печь, которая до сих пор используется гончарами Африки и гончарными мастерами в сельской местности на европейском побережье в Средиземном море. Круговой низ печи остается прежним, а вот верх по окончании каждого нового обжига разламывалась, и, как только новая партия сырой посуды устанавливалась в печь, верхняя часть складывалась вновь из того же замеса соломы с глиной. Как ни странно, но даже в наше время многие гончарные мастерские пользуются данным видом гончарных печей.

Что из себя представляет современная электрическая печь для обжига? Это конструкция, собранная из металлического каркаса, обложенного огнеупорным кирпичом, либо же другим огнеупорным материалом. В печи выкладывается по стенкам металлическая проволока – нихром. Эта печь может быть изготовлена в домашних условиях, либо возможно сделать заказ специалисту или приобрести у производителя электропечей. Самые необычные и разнообразные электропечи можно купить в специализированном магазине данных видов товаров.

Глиняные предметы аккуратно необходимо поместить в печь, расставить по особым полочкам, которые собираются из огневого припаса. Огневой припас это лещадки и стойки. Данные предметы производят также из термостойкого и огнеупорного материала. Главное, чтобы эти полки смогли выдержать перепады температуры и более высокий температурный режим. Зачастую, в качестве материала для производства полочек и лещадок применяют смесь, состоящую из огнеупорного шамота и глины.

Гончарные курсы

Курсы гончарного мастерства

© 2011 Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved.